По результатам 2024 года 10% российских таксомоторных компаний рассматривали вероятность закрытия своего бизнеса. Причинами этого стали дефицит кадров, рост издержек на обновление, обслуживание и содержание автопарков, а также риски, которые сопровождают деятельность отрасли. Эксперты Альфа-Лизинга и «Росгосстраха» проанализировали, какие автомобили представители такси выбирают для перевозок и рассказали о самых частых страховых случаях за прошлый год.
Отрасль таксомоторных пассажирских перевозок продолжает испытывать трудности. Дефицит профессиональных водителей за год увеличился на 7%, а стоимость обслуживания автомобилей выросла на 30%. Кроме того, ставки по кредитам увеличились в 1,5 раза. Согласно данным опроса Национального совета такси (НСТ), 72% таксомоторных компаний в 2025 году могут себе позволить обновить менее 10% автопарка, тогда как для поддержания рентабельности необходимо менять до 50% транспортных средств с высоким уровнем износа. Нерегулярное обновление автопарка может привести к снижению уровня безопасности пассажирских перевозок. При этом в 2025 году ожидается рост средней стоимости поездки на такси в пределах 7-19%.
На отрасль также влияет инициатива по установке обязательных требований к уровню локализации автомобилей для такси в регионах. При этом в прошлом году свыше 40% таксопарков предпочли китайские авто.
Так, в 2024 году доля китайских брендов среди такси составила 60%, отечественных — 22,5%, европейских — 17,5%. При этом в лизинг оформляются примерно 90,5% новых автомобилей и 9,5% авто с пробегом. Лидерами первого сегмента по количеству сделок являются Haval (21%), Lada (20%), Geely (15%), Chery (13%), Belgee (7,5%), второго — Skoda (24,5%), Kia (24%), Volkswagen (22%), Hyundai (10%).
Чаще всего с помощью лизинга обновляются таксопарки:
«В этом году ожидается снижение числа лизинговых сделок на рынке такси на 5-7% от показателей 2024 года. Развитие отрасли во многом будет зависеть от уровня инфляции и других внешних факторов в экономике страны», — поделился Андрей Михальченко, руководитель московского дивизиона альтернативных продаж ГК Альфа-Лизинг.
Таксомоторные компании регулярно несут финансовые издержки из-за простоев автомобилей. Основные причины простоя — повреждения авто и ДТП, которые приводят к дополнительным расходам на ремонт.
Наиболее частые страховые случаи:
Как тандем лизинга и страхования поможет решить проблемы
Сократить издержки представителей сферы такси поможет объединение страховых и лизинговых продуктов. Преимущества лизинга уже активно используют таксомоторные компании — в прошлом году они заключили на 33% больше лизинговых сделок в рамках планового обновления таксопарков, чем в 2023 году. Даже доля водителей такси, использующих автомобили в лизинге, за год выросла до 15% в 2024 году с 10% в 2023 году.
Положительная динамика объясняется удобством лизинга для таксомоторных компаний. Например, гибкие условия сделок, быстрое обновление автопарка без больших вложений из оборота компании, возможность вернуть НДС и скидки от производителей автомобилей.
Если включить в лизинговые платежи еще и страховое покрытие, это существенно снизит дополнительные издержки для таксопарков. Такой подход позволит избежать убытков от повреждений автомобилей или аварий, а также покрыть расходы на лечение пострадавших пассажиров в случае ДТП, упростить процесс управления рисками, делая его более прозрачным и контролируемым.
«При оформлении лизинговой сделки нужно ответственно подходить к выбору компании-лизингодателя и страховой программы, — отметил Андрей Михальченко. — Необходимо учитывать не только условия договора, но и долгосрочные перспективы развития бизнеса. Консультации с профессионалами в сфере финансов и страхования помогут получить актуальные рекомендации и минимизировать риски».
При выборе страхового продукта важно рассмотреть:
Многие страховые компании предоставляют скидки за безаварийную езду или установку систем безопасности. Поэтому стоит периодически пересматривать страховые полисы, чтобы удостовериться, что они соответствуют актуальным потребностям бизнеса.
«Лизинг и страхование являются надежными инструментами для защиты компаний в сфере такси. Правильный выбор автомобилей и страховых решений позволит таксопаркам эффективно управлять рисками и обеспечивать стабильный доход», — считает Павел Александров, начальник Управления по работе с лизинговыми компаниями, заместитель директора Департамента страхования непромышленных рисков «Росгосстраха».
Подобранные программы позволяют оптимизировать затраты, снизить риски и поддержать конкурентоспособность таксомоторной компании на рынке. Например, оформляя договор лизинга с включенными в него финансовой гарантией, страхованием водителей, представитель отрасли получает равномерное распределение финансовой нагрузки. Взносы за страховые продукты разбиваются на равные части и входят в ежемесячные платежи по лизингу автомобиля. Все это позволяет представителям сферы такси сократить время простоя автопарка, соответственно, обеспечить стабильность деятельности бизнеса.
Комментариев пока нет.