Выпускник Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Кирилл Тамбовцев получил в СПбПУ два образования — техническое и экономическое. В 2006-м он окончил радиофизический факультет, а в 2011-м — международную высшую школу управления. Сейчас Кирилл работает в Государственном Эрмитаже начальником сектора систем вентиляции, кондиционирования, контрольно-измерительных приборов и автоматики отдела эксплуатации Реставрационно-хранительского центра (РХЦ) «Старая Деревня», но не забывает об альма-матер. За 2022–2023 год он организовал для студентов Политеха 12 профориентационных экскурсий в РХЦ. Чем, можно сказать, внёс свой вклад в укрепление давних партнёрских отношений вуза и музея, которые ещё раз были подтверждены в конце прошлого года подписанием соглашения о сотрудничестве.
Кирилл Тамбовцев — один из послов Политеха. Так называют выпускников, которые, завершив обучение, продолжают поддерживать с вузом добрые отношения, гордятся званием «политехник» и продвигают бренд университета. Послы Политеха не раз становились героями нашего спецпроекта «Персона». Воспоминаниями о студенческих годах и рассказами о профессиональном пути уже поделились Кристина Михайлова, Ульяна Хлопкова, Николай Соколов и Сергей Тихомиров. Теперь эстафету принимает Кирилл Тамбовцев.
— Кирилл, расскажите, почему вы поступили в Политех и конкретно на радиофизический факультет?
— В 10–11 классах я посещал дни открытых дверей разных вузов Санкт-Петербурга и уже тогда планировал изучать технические специальности. Но не мог определиться с учебным заведением. Решил, что учиться хочу в Политехе и пошёл сдавать экзамен в большой физической аудитории Главного учебного корпуса.
— Какие дисциплины были для вас самыми интересными?
— Химия — её преподавал Роман Гаврилович Чувиляев, квантовая механика — преподавал Сергей Николаевич Лыков, материаловедение — Татьяна Викторовна Бочарова, физика полимеров — Виталий Иванович Косяков и Виктория Маратовна Капралова. Интерес к этим лекциям — всецело заслуга преподавателей, которые давали нам материал.
Несмотря на то, что, например, квантовая механика — довольно сложный предмет, и шёл он на 3–4 курсах, когда студенты уже выборочно посещают массовые лекции, на занятиях добровольно сидел практически весь поток. Было ИНТЕРЕСНО, лекционный материал подавался логично, последовательно, без заумностей и по делу, так, что всё становилось понятно. Правда, на экзамене строго спрашивали, без поблажек, но благодаря хорошему конспекту и плотному посещению теоретических занятий, мы сдавали уверенно.
— Когда вы вспоминаете Политех, что в первую очередь приходит в голову?
— Активная студенческая жизнь — это молодость, энергия, движ! Это друзья на всю жизнь. Это эмоции, которыми ты делишься со своими детьми. И, конечно, как символы фундаментальной науки — Главное здание с его белыми колоннами, центральный вход, читальный зал библиотеки.
Здания Политеха — концентратор людей, в котором ты перестаёшь быть один и в то же время сохраняешь свою индивидуальность. Когда думаешь о тех задачах, которые позволяет решать полученное здесь образование, чувствуешь причастность к великим достижениям человечества, ведь в одиночку невозможно построить электростанцию, корабль, самолёт, отправиться в космос — это труд сотен и тысяч людей.
— Чему вас научил Политех, кроме наук по специальности?
— Политех дал заряд энергии, научил двигаться вперёд. Политех научил тому, что в жизни всё возможно, если прилагать усилия. Политеху я благодарен за то, что мне нравится работать с людьми и хочется поделиться этой энергией.
— В этом году вы успешно окончили аспирантуру в родном университете. Почему решили продолжить образование и в какой научной области?
— Всё-таки я работаю в музее, основным видом деятельности которого является выбранное мной направление — история и археология. (Улыбается.) Честно говоря, получив диплом в 2006 году, думал: «Чтобы я снова пошёл учиться — ну уж нет!» Но через пару лет, когда на работе настроил все производственные процедуры, понял, что цикличность процесса не даёт развиваться сознанию, и снова пошёл учиться. Так и учусь до сих пор. По разным направлениям. Когда в багаже есть первое техническое образование, другие знания даются легко.
Со школы меня занимала история, в своё время я ходил в археологический класс, организованный Школьным центром Эрмитажа. Сегодня наша страна переживает сложный период восстановления экономики, а мне всегда была интересна природа технологического чуда Советского Союза 1930-х годов. Именно этот период я исследовал в своей научной работе на примере самой передовой на тот момент области — авиационной промышленности.
Таким образом, на мой взгляд, технические и гуманитарные дисциплины гармонично дополняют друг друга.
— Как вы попали на работу в Эрмитаж? Сколько времени уже там?
— Первые два курса летом я работал в студенческих строительных отрядах, а на третьем курсе нужно было проходить практику где-то на предприятии. Так в 2003 году я попал в Государственный Эрмитаж, в отдел электронной техники, сигнализации и связи, работал наладчиком. А уже весной следующего года устроился на постоянной основе в новый строящийся комплекс — Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Где и работаю уже 20 лет.
— Успели за это время обойти все залы Эрмитажа и посмотреть все экспонаты?
— Смешной вопрос. Никогда не ставил себе такой задачи. (Смеётся.) Эрмитаж — это огромная вселенная. Это как посетить все страны Земли: в теории выполнимо, но насколько это будет сделано качественно? Эрмитажные коллекции — это ВЕСЬ МИР, еще и развёрнутый не только в пространстве, но и во времени. Поэтому я считаю, что музей выбрал верную концепцию тематических выставок для расширения кругозора и приобретения знаний в конкретных областях и эпохах, или для иллюстрации какого-то периода истории. Мне нравится, когда для школьников, после изучения ими по программе исторического периода (Древний Египет, Древняя Греция, Средние века и т. д.), проводится тематическая экскурсия в Государственном Эрмитаже. Это самый лучший вариант как для осмысления материала, так и для его закрепления.
— Расскажите о специфике работы в Государственном Эрмитаже. Чем именно вы занимаетесь?
— Эрмитаж — очень разноплановое учреждение. Многие знают его только как объект культуры и удивляются, когда узнают, что в музее есть ещё какие-то инженеры. Но, по сути, Эрмитаж — это самостоятельный во всех отношениях объект, имеющий специалистов во многих сферах — от истории, искусства и культуры до инженеров, строителей, биологов, медиков, юристов. При этом в большинстве это сотрудники высочайшего уровня квалификации, которые делятся своим опытом, обучают молодёжь, готовят научные труды и даже пишут поправки к законам.
В задачи инженеров по эксплуатации входит жизнеобеспечение объекта. Чтобы история, культура и искусство были всегда доступны гостям, мы должны постоянно держать руку на пульсе жизни зданий Государственного Эрмитажа. Обеспечивать микроклимат, энергоснабжение, работоспособность охранно-пожарных систем, систем связи и всего, что вас окружает (кроме экспонатов, за них отвечают хранители), пока инженерное оборудование само не станет экспонатом музея, а такое тоже случается. Например, телеграфный аппарат, изготовленный фирмой «Сименс и Гальске» в Берлине в 1859 году, предположительно, находился в кабинете императора Александра II, который мог лично его использовать для конфиденциальной связи. Экспонат отреставрировали в лаборатории научной реставрации и консервации памятников прикладного искусства Эрмитажа благодаря помощи членов Клуба друзей Эрмитажа. Сегодня телеграф можно увидеть в экспозиции открытого хранения РХЦ «Старая Деревня»
— 9 декабря, в День героев Отечества, в Зале Совета Эрмитажа состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между музеем и университетом. На ваш взгляд, какие возможности теперь открываются перед Политехом и политехниками? И что это даст Эрмитажу?
— Соглашение — это очень хорошо и правильно. Замечательно, что соглашение о сотрудничестве мы заключаем не по тендеру на аукционе, а с действительно дружественной организацией. (Улыбается.) Этот — уже не первый между Государственным Эрмитажем и Политехом, и его наполненность событиями напрямую зависит от нас, для этого заинтересованные и активные сотрудники должны быть с обеих сторон. Тогда толк будет.
Чем может Политех помочь музею — надо думать, ставить научные и производственные задачи. Так как Эрмитаж привык рассчитывать на свои силы, нужно расширить информационную осведомлённость с обеих сторон о потребностях и возможностях друг друга. Создать рабочую группу по взаимодействию.
Уверен, у Политеха открывается возможность оттестировать и применить свои уникальные наработки, которые на других стандартных объектах не так актуальны. А студентам будет полезен наш опыт, который они смогут использовать в будущем на любых предприятиях, не только в нашем музее. Как идея, можно привлечь студенческие строительные отряды к строительству «Супер-Куба» — корпуса фондохранилища и Эрмитажной библиотеки в третьей очереди зданий на Старой Деревне — и реконструкции здания Биржи на Стрелке Васильевского острова.
— Вы активно участвуете в жизни сообщества послов Политеха. Какой смысл вы вкладываете в этот статус, и почему вам интересно продолжать взаимодействие с университетом?
— Политех мне многое дал, так же, как и Государственный Эрмитаж, и я считаю необходимым отвечать взаимностью и что-то возвращать, хотя бы свою энергию, идеи и время. Из маленьких эпизодов и коротких встреч порой складывается вся последующая жизнь. Я считаю важным работать с молодёжью, и если мои слова, советы и опыт им пригодятся и помогут сделать жизнь вокруг лучше, это будет отлично. Кто-то из них, я уверен, так же передаст эти знания и энергию в будущее.
— Вы организовали несколько профориентационных экскурсий для студентов Политеха, какую пользу получают от этого они и музей?
— Да, мы показываем студентам наши здания, оборудование. Эрмитаж в Старой Деревне интересен большим разнообразием инженерных решений и внушительным опытом практики и эксплуатации сложных современных систем. Мы знаем их плюсы и минусы и можем дать свою оценку более углублённо и комплексно.
Мы проводим такие экскурсии не только для студентов технических специальностей, но и для гуманитариев, и для сотрудников других музеев, и для школьных групп. Каждому интересны наши объекты по-своему, технарям — прикладные вопросы, а историкам и культурологам это нужно для общего понимания, как работает музей и какие могут быть последствия для ценных экспонатов в случае, если относиться к делу непрофессионально или недостаточно уделять внимания технической стороне музейной работы.
А сотрудники Эрмитажа могут увидеть свою каждодневную деятельность и оценить свой опыт под другим углом, ответить на вопросы аудитории, выявить слабые места и обнаружить новые направления развития. Всё-таки вуз в некоторых вопросах — более передовой, при этом музей может получить инновации из первых рук. В РХЦ «Старая Деревня» мы периодически тестируем технические новинки и, если они себя хорошо зарекомендуют, масштабируем их на другие здания музея. И, конечно, при взаимном интересе молодые специалисты из числа студентов, посещающих наши объекты, могут быть приняты в штат.
— У современной России огромный культурный потенциал, крупнейшие музеи страны создают и совершенствуют инженерно-технические системы хранения своих коллекций, развивают интеллектуальные сервисы. Существует ли проблема дефицита квалифицированных технических кадров в этой сфере?
— Мы всегда рады «новой крови», новому взгляду. Главное — энергия и целеустремлённость! Сегодня мир стремительно меняется и переходит к цифровым технологиям, нам очень нужны молодые люди в тренде, понимающие и умеющие продвигать новые идеи. Кроме текущих современных знаний требуется желание постоянно развиваться и расти как личность.
— Какими навыками должен обладать молодой специалист, чтобы успешно работать в Государственном Эрмитаже?
— В первую очередь молодой специалист должен иметь заряд и желание работать, познавать новое. Музей — интересное место. Опыт не важен, мы вас научим. У нас иная, чем в бизнесе, специфика работы, и нужно иметь долю спокойствия в плане быстрых результатов и рассчитывать на долгосрочное сотрудничество. Коммуникабельные молодые люди всегда быстро входят в наш коллектив.
— Какими своими карьерными успехами вы можете поделиться?
— Мир кардинально изменился за 20 лет. На первом курсе мы мечтали о современных средствах связи — пейджере на поясе, который принимал бы текстовые сообщения, а сегодня мобильный телефон есть у каждого ребёнка. Прогресс безудержно летит вперёд, а мы в этих условиях сумели удержать лидирующие позиции. Мы постоянно тестируем и применяем современные технологии и оборудование, проводим проектирование и модернизацию. Эрмитажу 260 лет, а это современный, передовой музейный комплекс. В том, что всё наше оборудование работает, как надо, я считаю, и есть заслуга наших инженеров и моя как специалистов. Из последних проектов стоит отметить модернизацию холодильного центра РХЦ «Старая Деревня» в 2022–2023 годах, которую, с учётом сложностей в международных поставках, удалось провести наилучшим для музея образом.
— 2024 год юбилейный и для Политеха, которому исполнится 125 лет, и для Эрмитажа, который отметит 260 лет со дня основания. Что бы вы пожелали Политеху и Эрмитажу?
— Желаю больше новых проектов, активного взаимодействия, больше совместных мероприятий и плодотворного сотрудничества на благо Отечества!